Идем в поход без камеры. Фотографируем на смартфон.

Как снимать крутые кадры на телефон?

Текст: Павел Кондратьев
Фото: Павел Кондратьев
Освобождаем место в рюкзаке.

Когда мы идем в поход, то стараемся экономить место и вес в рюкзаке. Камера на мой взгляд, даже компактная занимает его слишком много. Попробуем заменить её на что-то другое? Ок!

Сейчас смартфон — самая доступная камера, но не все используют её возможности полностью. Есть множество программ которые позволяют контролировать все настройки параметров съемки, как на профессиональной «зеркалке» и даже делать фотографии в формате RAW. Я всегда снимаю в формате DNG (RAW), это не сжатый формат изображения, что позволяет вам не думать о таких настройках как баланс белого, ведь его можно поправить позже, а так же вытянуть множество деталей в тенях и светах.

Так уж случайно вышло, когда я гулял в Хибинах, то летом сделал кадр на Iphone, а зимой в том же месте, кадр на профессиональную камеру. Разницу вы можете посмотреть на слайде который находится под текстом.
Формат RAW на телефоне.

Manual
— позволяет делать фотографии в профессиональном формате и контролировать все настройки.

Формат DNG (RAW) позволяет хранить большой запас информации, менять экспозицию после съемки, правит баланс белого. До этого долгое время я пользовался именно ей, но недавно появилась проблема DNG файлы перестали закачиваться в облако и передаваться через AirDrop. Мой друг посоветовал мне приложение Moment.

Momentбесплатное приложение для съемки в RAW. В него разработчики вложили много средств и сил. Ведь оно идет как дополнение для оптики которую производят они же. Программа умеет делать все тоже самое, что и Manual, но есть одна крутая фишка! Burst RAW — скоростная съемка, это очень удобно если снимаете экшн или домашних животных, а еще она умеет работать с видео. Самое важное, что файлы с этой камеры передаются через AirDrop и закачиваются в облако.

Lightroom — даже в бесплатной версии имеет все функции которые вам понадобятся. Она так же умеет снимать в формате DNG (RAW), но более удобно это делать в Moment. Программа поддерживает работу со всеми форматами RAW. В бесплатной версии только формат DNG. На нижнем слайде пример отредактированной фотографии снятой в сыром формате.
Если у вас есть дрон DJI, то вы можете редактировать фотографии на телефоне.
На платформе Android экспортировать фотографии гораздо проще чем на iPhone, для последнего я использую родной переходник для карт памяти SD. Рекомендую использовать именно его, так как другие китайские варианты работают через приложения которые не умеют экспортировать в ленту фотографий или в другие приложения с которыми вы работаете.
Адаптер Lightning для чтения SD-карт

Как и чем делать цветокоррекцию фотографий?

Приложения и советы по обработке.
VSCO — самое популярное приложение для работы с цветом. Сейчас оно работает по подписке на год, но можно купить некоторые наборы фильтров. Программа поддерживает съемку и редактирование в DNG (RAW). Есть в Google Play и App Store. Мне не нравится алгоритм работы с DNG (RAW), поэтому прежде чем делать цвет, я редактирую фотографию в Lightroom. Любимые фильтры 04, А6, С7, С8, Е1, NC. Часто убираю насыщенность и правку экспозиции, на удивление даже в JPG достаточно информации для правки экспозиции.

RNI Films — с последним обновлением они добавили поддержку DNG (RAW). Позиционируют себя как приложение для симуляции «пленки», что кстати получилось лучше чем у всех остальных. Не плохой алгоритм проявки DNG, улучшили качество экспорта JPG. Можно смело делать цветокоррекцию DNG (RAW) минуя Lightroom. Приложение есть только в App Store. Подловил себя на том, что пользуюсь этим приложением сейчас больше всего.

HYPOCAM — скорее приложение для съемки в ЧБ, оно конечно умеет править любые фотографии, но для наилучшего результата необходимо снимать именно на само приложение. Оно как я понял использует микширование каналов, получается настоящая черно-белая фотография. Есть различные пресеты пленок.
Lightroom iOS
Снимая в формате RAW я всегда слежу за экспозицией, да на обработке можно вытянуть тени и свет, но для лучшего результата контролируйте этот момент.
Проще вытянуть тени чем света. Поэтому если вы «пересветили» небо, то вероятность вытащить детали меньше, чем если бы вы недоэкспонировали изображение.

Lightroom CC.

На предварительной обработке обычно убираю светлые области в -100/-80, тени поднимаю +100/+80. Таким образом имитирую широкий динамический диапазон. Дополнительно можно убрать контрастность -35/-50, это позволит показать больше деталей. Все вместе дает наилучший результат для последующей цветокоррекции.
WB — баланс белого чаще всего справляется по умолчанию корректно.

Смешение цветов (HSL Adjustments) во вкладке цвет — очень мощный инструмент. Всего в два клика можно усилить акцент на небо и жёлтый ягель. Для этого в синем и желтом лишь подвинул ползунки яркости, а если подвинуть оттенок, то можно получить популярный фильтр VSCO С6/С7
Рецепт обработки.

Моя связка выглядит обычно вот так: MOMENT + Lightroom + RNI Films. Сначала делаю в формате RAW кадр, потом обрабатываю в Lightroom, ну а потом уже делаю цвет используя RNI Films или VSCO. Вы конечно можете не использовать Lightroom, и сразу красить (проявлять), но алгоритм проявки в этих приложениях не очень удачный на мой взгляд (другая математика).

Снимайте в RAW
Держите объектив всегда чистым
Соблюдайте правильную экспозицию
Не получается сфокусироваться, тогда используйте ручную фокусировку
Во время похода снимайте в авиарежиме, так вы экономите заряд телефона
Как делать цветокоррекцию видео на телефоне?

Попробовал кучу приложений — все брак и хлам, кроме Video LUT.
LUT — Look Up Table, это таблица финальных цветов, простым языком это пресет или фильтр который делает финальный цвет для исходного видео. Вы можете загрузить эти таблицы и красить видео. В интернете множество сайтов где можно скачать бесплатные варианты, в том числе те которые используют в кино. На сайте где вам предложат LUT все будет очень красочно и красиво, но не забывайте, что для каждого видео ролика придется делать коррекцию чтобы получить похожий результат. Ведь для каждой камеры свои значения исходных цветов, а значит и финальные будут отличаться тоже. Я не поклонник таблиц, люблю делать все руками, но иногда, а особенно на телефоне это реально крутое решение. Для наилучшего результата лучше снимать в LOG, сейчас это возможно даже на вашем телефоне. Пользуюсь FiLMiC Pro, она позволяет полностью контролировать видео, частоту кадров, битрейт, разрешение, баланс белого и всё всё всё!

Программы которые использую на своем iPhone: FiLMic Pro — для съемки, Video LUT — для покраски.